Back To Top

foto1 foto2 foto3 foto4 foto5
Добро пожаловать на сайт нашей школы

Наша школа, как корабль,
В море знаний он плывёт.
Наш директор – капитан
Команду дружную ведёт.

Первоклашки – юнги в море,
Каждый день – «девятый вал».
95 лет корабль в море
Не боится бурь и скал.

Всей команде мы желаем:
«Не стареть и так держать!
В море знаний, как и прежде,
Верный курс всегда держать!»

Воспитательная система – это совокупность взаимосвязанных элементов (средств, форм, методов, технологий, содержания учебной и внеучебной деятельности), которые создают качественно новые условия для развития и формирования личности. Центральное ядро системы составляет цель воспитания. Исходя из цели, создается концепция, которая определяет содержание, формы, средства, методы, характер управления. Диагностика успешности воспитания должна быть согласована с целью. Вся совокупность воспитательных влияний создает особый образ жизни в условиях конкретной воспитательной системы.

Воспитательная система имеет несколько обязательных параметров (Л. И. Новикова, В. А. Караковский, И. В. Кулешова и др.):

1) наличие сформулированных педагогических целей, исходящих из задач социального воспитания и учитывающих актуальные потребности и цели членов организации;

2) совокупность идей и программ работы по реализации целей воспитательной системы, в которую включаются в субъектной позиции все больше членов организации;

3) упорядоченность быта и жизнедеятельности организации и интеграция социально-психологических процессов в соответствии с ее целями;

4) гуманистический характер быта, жизнедеятельности, отношений и руководства;

5) управляемое развитие организации в соответствии с меняющимися условиями (внешними и внутренними), запросами и целями ее членов.

Воспитательная система как целостность существует относительно автономно в окружающей ее среде. Чем более она развита, тем в большей степени ее целостность базируется на совместных быте и жизнедеятельности, на единстве интересов членов коллектива. В то же время необходимо отметить, что целостность воспитательной системы относительна.

Различают ряд этапов, которые проходят в своем развитии воспитательные системы:

1. Этап становления. Он начинается с того, что в уже существующую или вновь создаваемую воспитательную организацию вносится определенная идея, образ ее будущего. В соответствии с образом будущего планируются и реализуются элементы быта, содержание и формы жизнедеятельности, формируются отношения между членами организации. Со временем часть из них превращается в традиции, на базе которых складывается поле интеллектуальноморального напряжения коллектива (его ценностные ориентации, нормы поведения, представления о допустимом и недопустимом во взаимоотношениях и т.д.).

2. Этап стабильного функционирования. Субъекты управления и самоуправления приобретают опыт организации коллективных быта и жизнедеятельности и коллективных переживаний, обеспечивают себе успех и общественное признание. Оттачиваются наиболее эффективные способы коллективных действий, закрепляются традиции. В коллективном сознании происходит процесс сближения идеального и реального образов воспитательной организации.

 3. Этап кризиса.Появляются сбои в воспроизводстве традиционных ситуаций быта и жизнедеятельности; у большей или меньшей части коллектива возникают апатия, разочарование, недовольство состоянием дел в организации. Сценарии разрешения сложностей кризисного этапа:

1) смена/видоизменение ведущей сферы жизнедеятельности и, следовательно, восстановление и совершенствование системообразующих связей. Тогда кризисный период сменяется новым этапом стабильного развития, который, в свою очередь, вновь может привести к очередному кризису (цикличность этапов);

2) возникновение новой системы, которая, хотя и включает в себя некоторые ценности и традиции прежней, но основывается на ином типе системообразующих связей;

3) распад системообразующих связей, смерть воспитательной системы.

Главный критерий эффективности развития воспитательной системы – становление личности воспитанника, формирование его активной социально положительной жизненной позиции как члена общества.

Copyright © 2018 High School Rights Reserved.